5. Из плена безмолвия.
Рассказала мать Лоиды
КАК и всякая женщина, собирающаяся родить, я боялась, что у моего ребенка будет какой-нибудь врожденный дефект. Но те душераздирающие крики, с которыми появилась на свет Лоида — мой третий ребенок, были для меня как гром среди ясного неба. Врачи по неосторожности хирургическими щипцами сломали ей ключицу. Спустя пару недель после того, как Лоиде сделали операцию, нам разрешили забрать ее домой. Но радоваться нам пришлось очень недолго.Еще через несколько месяцев мы поняли: со здоровьем у Лоиды что-то серьезное. Прописанное ей медикаментозное лечение вызвало негативную реакцию организма: у нее появился жар, расстройство пищеварения и судороги. А когда стали лечить эти симптомы, ей, казалось, стало еще хуже. Скоро у Лоиды нарушилась координация движений. В конце концов врачи сказали нам, что у Лоиды церебральный паралич и что она никогда не сможет ходить, разговаривать и даже понимать нас.Первые попытки общенияНесмотря на мрачные прогнозы врачей, мне все же казалось, что Лоида многое понимает. Поэтому я вслух читала ей простые книжки и старалась научить ее алфавиту. Но Лоида по-прежнему не могла говорить, и, похоже, не понимала меня. Невозможно было оценить ее умственные способности — если, конечно, она вообще что-то понимала.Шли годы. Все мои старания чему-то научить Лоиду, казалось, оставались тщетными. Тем не менее я по многу часов читала ей вслух. Она даже присутствовала на нашем семейном изучении Библии, когда мы занимались с младшей дочкой, Ноеми, по книгам «Слушайте Великого Учителя» и «Моя книга библейских рассказов». Некоторые главы я перечитывала Лоиде по многу раз.Не передать словами, как тяжело, когда не можешь общаться с тем, кто тебе дорог! Когда мы вели Лоиду гулять в парк, она обычно начинала горько плакать. Но отчего? Мне казалось, ее мучило то, что она не может бегать и играть, как все другие дети. Однажды, когда ее сестренка читала мне что-то из своего школьного учебника, Лоида вдруг расплакалась. Без сомнения, что-то не давало ей покоя, но я не в силах была понять, что именно. Лоида могла произносить лишь несколько невнятных звуков, с помощью которых давала знать о своих основных потребностях: поесть, попить, поспать, сходить в туалет.Когда Лоиде исполнилось девять, она стала ходить в специальную школу. Однако в течение следующих трех лет ее состояние ухудшилось. Теперь она боялась пройти даже несколько шагов без посторонней помощи и к тому же почти перестала произносить какие-либо звуки. Мы с мужем решили, что ей лучше учиться дома.На протяжении шести лет я сама, как умела, занималась с Лоидой. Я писала буквы на доске, ожидая, что она будет писать их следом за мной. Но все мои старания были тщетны. Непонятно было, в чем проблема: в ее ограниченной способности восприятия или в нарушении координации движений рук.Когда Лоиде исполнилось 18, мне было так тяжело с ней общаться, что я не раз горячо молилась Иегове о помощи. Бог ответил на мои молитвы неожиданным для меня образом.Стена безмолвия разрушенаВсе изменилось в тот день, когда наши дочери стали делать в спальне ремонт. Прежде чем содрать старые обои, Ноеми написала на стене несколько имен, некоторые из которых были библейскими, а другие принадлежали нашим друзьям и членам семьи. Моя дочь Рут из любопытства спросила Лоиду, знает ли она, где имя Иегова. Неожиданно Лоида подошла к стене и положила руку рядом с тем местом, где было написано имя Бога. Рут решила проверить, знает ли Лоида остальные имена. К ее немалому удивлению, Лоида узнала все имена, даже те, которые увидела впервые! Рут созвала всех членов семьи, чтобы они сами убедились: Лоида умеет читать!Со временем мы изобрели способ, как Лоиде с нами «разговаривать». На стенах нашей длинной прихожей мы развесили все буквы алфавита. Если бы мы поместили более мелкие буквы на небольшой доске, ничего бы не получилось, поскольку Лоида недостаточно хорошо владеет руками, чтобы показывать отдельные буквы. Когда Лоида хотела что-то сказать, она последовательно подходила к нужным буквам на стене, таким образом составляя желаемые слова и фразы. Можете себе представить, насколько это утомительно! Лоиде нужно было проходить километры и тратить порой не один час, чтобы сообщить то, что уместилось бы на одной странице!Тем не менее Лоида была в восторге оттого, что могла «разговаривать» с нами. Вот первое, что она нам «сказала»: «Я бесконечно счастлива, что благодаря Иегове теперь могу общаться с вами». Мы были крайне удивлены и спросили Лоиду: «Чем же ты занималась, ты ведь целыми днями сидела?» Она ответила, что обычно представляла, о чем могла бы с нами поговорить. Лоида призналась, что в течение 18 лет она всем сердцем жаждала общения. «Когда Рут пошла в школу,— рассказала она,— я сама стала читать учебники. Я шевелила губами, пытаясь что-нибудь сказать, но вы не понимали тех звуков, которые я издавала. Вот почему я так часто плакала».Со слезами на глазах я просила у нее прощения за то, что недостаточно хорошо понимала ее. Лоида на это ответила: «Ты замечательная мама, ты никогда не сдавалась. С тобой мне всегда было хорошо. Я очень тебя люблю. И не плачь больше. Хорошо?»Духовные успехиЛоида уже была хорошо знакома с Библией и помнила некоторые стихи из нее. Скоро она сообщила нам, что хочет давать комментарии во время еженедельного разбора «Сторожевой башни» при помощи вопросов и ответов. Но как это сделать? Кто-нибудь из нас читал ей вслух всю статью. Потом Лоида выбирала вопрос, на который хотела бы ответить. Она «произносила» комментарий своим обычным способом, а мы его записывали. А затем на встрече собрания один из нас зачитывал ее комментарий. «Я так рада, что могу тоже участвовать в обсуждении,— «сказала» как-то Лоида,— это помогает мне чувствовать себя частью собрания».Когда Лоиде исполнилось 20, она выразила желание принять крещение. Ее спросили, понимает ли она смысл посвящения Иегове, а Лоида ответила, что уже посвятилась Богу семь лет назад, когда ей было 13 лет, и добавила: «Я сказала Иегове в молитве, что хочу служить ему вечно». 2 августа 1997 года Лоида символизировала свое посвящение Иегове водным крещением. «Благодаря Иегове,— поделилась она с нами,— исполнилась моя заветная мечта!»Лоиде нравится рассказывать о Божьем Царстве родственникам и соседям. Иногда, когда мы проповедуем на улице, она ходит вместе с нами. Она даже придумала текст письма, которое мы оставляем у двери, если никого не застаем дома. Лоида особенно внимательна к пожилым и тем, кто болен. Например, в нашем собрании есть сестра, которой ампутировали ногу. Лоида сказала нам: «Я знаю, что это значит — не иметь возможности передвигаться», и составила письмо, чтобы поддержать эту сестру. Также в другом собрании есть мальчик по имени Хайро, который почти полностью парализован. Узнав о его состоянии, Лоида написала ему письмо. В частности, в нем говорилось: «Скоро Иегова вылечит нас. В Раю не будет страданий. Тогда мы с тобой непременно побежим наперегонки. Не могу сдержать улыбку, когда представляю, как это будет весело! Подумать только: мы станем такими, какими нас создал Иегова... Разве это не чудесно?»Источник поддержкиТеперь мне стало понятно многое из того, что раньше в поведении Лоиды приводило меня в замешательство. Например, Лоида сказала, что в детстве не любила, когда ее обнимали, так как чувствовала себя совершенно никчемной. «Я видела, что мои сестренки могут разговаривать и учиться тому, что мне недоступно. Это казалось таким несправедливым! — призналась Лоида.— Меня это выводило из себя. Иногда я просто хотела умереть».Даже после того, как Лоида получила возможность делиться с другими своими мыслями и чувствами, ей приходится преодолевать немало трудностей. Так, примерно раз в месяц у нее бывают судорожные припадки, во время которых ее руки и ноги непроизвольно дергаются и кажется, что она вот-вот задохнется. К тому же любая инфекция, даже обычная простуда, очень ослабляют ее. Случается, Лоида впадает в уныние из-за своего положения. Что помогает ей все переносить? Пусть она сама расскажет об этом:«Молитва для меня удивительный источник поддержки. Мне так приятно разговаривать с Иеговой, чувствовать, что он рядом. Также я очень ценю то, что в Зале Царства все окружают меня любовью и вниманием. Мне просто посчастливилось, что, несмотря на мои физические недостатки, у меня есть такие замечательные родители, которые заботятся обо мне и так меня любят. Никогда не забуду того, что сделали для меня мои сестрички. Произошло нечто удивительное: мне спасли жизнь написанные ими на стене буквы. Жизнь моя была бы совершенно бессмысленна, если бы не любовь Иеговы и любовь моих близких».
6. После Бухенвальда я нашёл истину.
После Бухенвальда я нашел истинуЯ вырос в Гренобле, во Франции, в 1930-е годы. Мой учитель по немецкому языку, француз по национальности, был рьяным фашистом. В школе он все время настаивал на том, что немецкий в один прекрасный день «пригодится». Однако большинство наших учителей – ветераны первой мировой войны – волновались по поводу усиления нацизма в Германии. По мере того, как становилось все более очевидным приближение войны, меня это тоже стало беспокоить.В 1940 году, в начале второй мировой войны, в сильном сражении на реке Сомме я потерял любимого дядю. Мне было очень горько, но я был слишком молод, чтобы записаться во французскую армию. Однако спустя три года, во время немецкой окупации Франции, мне предоставилась возможность применить свои способности чертежника для Движения Сопротивления Франции. Я преуспевал в подделке подписей, а также изготавливал фальшивые резиновые немецкие печати. Я получал так много удовольствия от такого рода борьбы против вражеских оккупантов, что коммунистические взгляды моих сообщников мало что значили для меня в то время.АрестованОдиннадцатого ноября 1943 года местная организация Сопротивления призвала к демонстрации в честь Дня заключения перемирия, положившего конец первой мировой войне. Но французкие вооруженные войска преградили проход к мосту, ведущему к военному мемориалу, и просили нас разойтись по домам. Тогда вместо этого наша процессия решила двинуться к другому военному памятнику в городе. Но мы забыли об одном. Памятник находился на расстоянии протянутой руки от канцелярий гестапо.Вооруженные солдаты быстро окружили нашу группу, и выстроили нас в ряд у стены. Когда солдаты заставили нас передвинуться, они нашли на земле несколько револьверов. Так как никто не хотел признаваться, что это его, солдаты отпустили только женщин и подростков от 16 лет и младше. Так, в возрасте 18 лет, я был посажен в тюрьму вместе с другими 450 заключенными. Несколько дней спустя нас перевели в перевалочный лагерь около г. Компьен, на севере Франции.По дороге в ГерманиюСемнадцатого января 1944 года я в первый раз – к сожалению, не в последний – встретился с немецкими солдатами, у которых на шлемах с левой стороны красовалась свастика, а справа – инициалы СС (Шутцстаффель [Охранный отряд]). Они собрали сотни заключенных, и мы должны были идти на станцию в Компьене. Они буквально нас пинками загнали в товарные железнодорожные вагоны. Только в моем вагоне было 125 заключенных. В течение трех дней и двух ночей у нас нечего было есть и пить. В течение нескольких часов наиболее слабые уже упали, и другие по ним ходили. Через два дня мы прибыли в Бухенвальд, около Веймара, в центральную часть Германии.После того как меня дезинфицировали и побрили мне голову, я получил номер 41 101 и был классифицирован как «коммунист-террорист». Во время карантина я встретил доминиканского священника Мишеля Рике, который должен был позже, после войны, прославиться своими службами в Нотрдамском соборе, в Париже. Вместе с другими молодыми людьми моего возраста я спросил его, почему Бог допускает такие ужасы. Он ответил: «Вам нужно пройти через много страданий, чтобы быть достойными пойти на небо».Повседневная жизньВсем обитателям 61 барака нужно было вставать утром примерно в четыре тридцать. Мы выходили по пояс раздетые, и нам часто для мытья приходилось разбивать лед. Все равно, больной или здоровый, каждый должен был подчиняться. Затем проходила раздача хлеба – 200–300 грамм на день безвкусного хлеба с кусочком маргарина и с чем-то, смутно напоминающим джем. В 5:30 нас собирали на перекличку. Каким ужасным переживанием было выносить на своих спинах умерших за ночь! Резкий запах дыма от сжигаемых трупов напоминал нам о наших товарищах. Нас охватывали чувства отвращения, отчаяния и ненависти, так как мы знали, что с нами легко может произойти то же самое.Моя работа в БАУ II коммандо (Строительная команда) состояла в том, чтобы без цели рыть канавы. Как только мы вырывали канаву глубиной в 2 метра, мы должны были также тщательно ее зарыть. Работа начиналась в 6:00 затем в середине дня был получасовой перерыв, после чего мы опять продолжали работать до 19 часов. Вечерняя перекличка казалась бесконечной. Всякий раз, когда у немцев были большие потери на русском фронте, она могла длиться до полуночи.Отличающаяся группаКаждый, кто пытался убежать из лагеря, легко мог быть опознан, так как у всех нас были неровные прически. Волосы были подстрижены с выбритой или очень коротко выстриженой полосой в середине или по бокам. Однако у некоторых заключенных была обычная стрижка. Кто были они? Главный нашего барака удовлетворил наше любопытство. «Это Бибелфоршер (Исследователи Библии)», – сказал он. «Но что Исследователи Библии делают в концентрационном лагере», – удивился я. «Они здесь, потому что они поклоняются Иегове», – информировали меня. Иегова! Это был первый раз, когда я услышал имя Бога.В конце концов мне удалось больше узнать об Исследователях Библии. Почти все среди них были немцы. Некоторые из них находились в лагере с середины 1930-х годов за отказ подчиняться Гитлеру. Их могли бы освободить, но они отказывались сдаваться. СС использовало их как своих личных парикмахеров, и они имели личные задания, требовавшие заслуживающего доверия состава, например, работа на административных постах. Что удивило нас больше всего, так это их спокойствие, полное отсутствие ненависти или духа протеста и мести. Я не мог этого понять. К сожалению, у меня в то время не было достаточного знания немецкого языка, чтобы с ними поговорить.Поезд смертиПо мере приближения союзных армий, заключенных отправляли в лагеря, находившиеся в глубине страны, но они становились чрезмерно перегруженными. Утром 6 апреля 1945 года эссэсовцы взяли из нас 5 000 и погнали 9 километров по дороге в Веймар. Тем, кто не мог успевать за темпом марша, хладнокровно стреляли в шею. Когда мы наконец добрались до станции в Веймаре, мы залезли в открытые товарные вагоны, и поезд отправился. В течение 20 дней поезд полз через всю Германию от одной станции к другой и затем въехал в Чехословакию.Однажды утром часть нашего поезда была отведена на боковую стрелку. Солдаты сняли с передка пулеметы, открыли двери вагона и зверски расстреляли всех находившихся в нем русских заключенных. По какой причине? Ночью двенадцать заключенных убили охрану и убежали. Даже по сей день я все еще помню, как кровь через пол вагона струилась на рельсовый путь.В конце концов поезд приехал в Дахау, где мы два дня спустя были освобождены американской армией. В течение всего 20-дневного пути единственной нашей пищей было несколько сырых картошек и немного воды. Когда мы отправились в путь нас было 5 000 тысяч, но в живых осталось только 800 человек. Многие умерли в последующие дни. Бо́льшую часть пути я провел, сидя на трупе.Новая ступеньПосле моего освобождения самым естественным казалось для меня активно поддерживать французскую коммунистическую партию, так как в Бухенвальде я тесно общался с ее членами, включая известных ее членов. Я стал помощником секретаря ячейки в Гренобле, и меня поощряли пойти на курсы подготовки руководящих работников в Париже.Однако я был вскоре разочарован. Одиннадцатого ноября 1945 года нас пригласили принять участие в параде, который проходил в Париже. Камарад (товарищ) получил на нашу группу некоторую сумму денег для оплаты за ночлег; однако было очевидно, что у него не было желания употребить их для нашей пользы. Мы были вынуждены напомнить ему о принципах честности и дружбы, которые, как предполагалось, связывали нас. Также я понял, что многие известные люди, которых я знал, просто не знали, как разрешить мировые проблемы. Кроме того, большей частью они были атеистами, а я верил в Бога.Позже я уехал в Лион, где продолжал работать чертежником. В 1954 году меня посетили две Свидетельницы Иеговы, и я подписался на журнал Пробудитесь!. Через два дня меня посетил мужчина с одной из тех женщин, которые постучали в мою дверь. Мы с женой неожиданно поняли, что и ее и меня интересуют духовные вопросы.Во время обсуждений я вспоминал Бибелфоршер из Бухенвальда, которые так были преданы своей вере. Только тогда я понял, что эти Бибелфоршер и Свидетели Иеговы были одними и теми же людьми. Благодаря изучению Библии мы с женой встали на сторону Иеговы и крестились в апреле 1955 года.Мои воспоминания так ясны, как будто это все произошло вчера. Я не жалею о своих прошлых тяжелых испытаниях. Они закалили меня и помогли мне осознать, что правительства этого мира мало что могут дать. Хотя личные переживания могут помочь другим только в определенной мере, я был бы счастлив, если бы мои переживания могли помочь сегодня молодым людям видеть обман этого мира и постоянно искать, как заповедано Иисусом, добрые, справедливые ценности в истинном христианстве.Сегодня страдания и несправедливость являются частью повседневной жизни. Как Бибелфоршер в концентрационных лагерях, я тоже ожидаю прихода лучшего мира, в котором вместо насилия и фанатического идеализма будут преобладать братская любовь и справедливость. В настоящее время я стараюсь наилучшим образом, как только могу, служить Богу и Христу как старейшина в христианском собрании вместе со своей женой, детьми и внуками (Псалом 111:7, 8). (Расскал Рэнэ́ Сэ́гла.)
7. Я был рабом двух господ.
РАССКАЗАЛ КЕН ПЕЙНРодился я в 1938 году. Мое детство прошло на ранчо деда, в штате Нью-Мексико. Ранчо представляло собой 9 700 гектаров прерии, пересеченной водными потоками и окаймленной горами. Блеяние, мычание и ржание, бряцание ковбойских шпор — вот те звуки, что окружали меня с детства. Иногда я слушал, как ветер шумит в траве, а сквозь его шум со стороны водоемов доносились резкие, пронзительные крики зуйков.ВПЕЧАТЛЕНИЯ ранних лет жизни могут оставить в сердце человека глубокий след. Долгие часы я проводил с дедушкой. Он был мастер рассказывать истории о Диком Западе и даже знавал дружков одного знаменитого разбойника, который прославился тем, что убил немало людей, а сам умер в 1881 году в возрасте 21 года.Мои родители были Свидетелями Иеговы. Они брали меня с собой, когда отправлялись проповедовать на отдаленные ранчо и в долину Хондо, по которой были разбросаны скромные глинобитные домишки. Родители часто пользовались фонографом с записями отрывков из Библии, которые читал Джозеф Рутерфорд. Его голос я помню до сих пор. Эти записи мы проигрывали самым разным людям: владельцам ранчо, мексиканским фермерам и индейцам, таким, как апачи и пуэбло. Мне нравилось проповедовать на улице, предлагая людям журналы: мало кто отказывался брать их у маленького мальчика, даже в годы войны.С ранних лет я был поставлен на правильный путь. Однако я не внял предупреждению Иисуса Христа: «Никто не может быть рабом двух господ, потому что или одного будет ненавидеть, а другого любить, или к одному прилепится, а другим пренебрежет. Не можете быть рабами Бога и Богатства» (Матфея 6:24). Как бы мне хотелось сказать, что я посвятил всю свою жизнь служению Богу! Но, увы, уже в трехлетнем возрасте я подпал под влияние другого «господина» и начал отклоняться от прямого пути. Что же произошло?Моей страстью стали полетыОднажды — это было в 1941 году — недалеко от нашего ранчо приземлился двухместный самолет. Его использовали для охоты на койотов, нападавших на наших овец. Уже тогда, в трехлетнем возрасте, я решил стать летчиком. Прошли годы отрочества, и в 17 лет, покинув родной дом, я начал обучаться летному делу в Хобсе (штат Нью-Мексико), а моей платой за эти уроки была работа на местном аэродроме. Христианское служение отошло на второй план.В 18 лет я женился, со временем у нас родилось трое детей. Чем я зарабатывал на жизнь? Летал на авиаопыливателе и самолетах для отлова хищников, совершал чартерные авиарейсы, а также давал уроки летного дела. Так прошло шесть лет. Затем я поступил на работу в Техасскую международную авиакомпанию в Далласе. Благодаря этому моя жизнь стабилизировалась, и я даже стал служить старейшиной в собрании города Дентон. Я проводил несколько библейских изучений. Среди тех, кто принял истину, был один пилот, его жена и их дети.К 1973 году я уже около трех лет летал на турбовинтовых самолетах. А когда самолеты марки «DC-3» перестали использоваться, я постепенно стал терять интерес к полетам. Сердцем я по-прежнему был в Нью-Мексико. Но на что я буду жить, если оставлю летное дело?Увлечение искусствомВ 1961 году я увлекся живописью: писал виды западных штатов. Мои работы хорошо раскупались. И я ушел из авиакомпании и вернулся в штат Нью-Мексико — пленительный край, как иногда его называют. Но избежать крайностей мне не удалось: меня поглотила страсть к искусству. Все время я отдавал занятиям живописью — а позднее скульптурой — и полетам. Я работал по 12—18 часов в день. В результате я забросил свою семью и служение Богу. Что же было дальше?Мой брак развалился — мы с женой развелись. Я переехал на север, в штат Монтана, и стал искать утешения в спиртном. Живя совсем не по-христиански, я пошел тем же путем, что и блудный сын из притчи Иисуса (Луки 15:11—32). В один прекрасный день я понял, что у меня нет ни одного настоящего друга. Когда кто-то попадал в беду, я советовал: «Найди Свидетелей Иеговы. Они помогут». На это мне говорили: «Тогда почему ты не Свидетель Иеговы?» Я вынужден был признавать, что при моем образе жизни это невозможно.И вот в 1978 году я вернулся в Нью-Мексико и пошел в собрание, в котором меня знали. Впервые за несколько лет я посетил Зал Царства. Я был тронут до слез. Какое милосердие проявил ко мне Бог! Друзья в собрании отнеслись ко мне очень доброжелательно и помогли мне вернуться к Иегове и снова встать на его путь.Новая семья — новая жизньВ 1980 году я женился на Карен — очаровательной христианке, которую я знал уже несколько лет. У нее было двое сыновей от предыдущего брака — Джейсон и Джонатан. Карен любила Иегову всем сердцем. Она сделала мою жизнь более стабильной и подарила мне еще двух сыновей — Бена и Филлипа. Но наша жизнь оказалась далеко не безоблачной. Впереди нас ждало тяжелое испытание.Я всерьез занялся изобразительным искусством и много времени посвящал изучению анатомии человека и животных, особенно лошадей, а также законов композиции, пропорций и перспективы. Я увлекся лепкой из глины. Главным образом меня вдохновляли образы Дикого Запада: лошади, индейцы, скачущие верхом, ковбои и даже доктор, едущий на повозке. Я делал успехи, и мы решили открыть галерею. Карен предложила назвать ее «Горные тропы».В 1987 году мы купили помещение для галереи и дали ей это название. Карен ведала делами в галерее, а я работал дома в мастерской и присматривал за детьми. Однако наши мальчики заболели, а мои работы мало кто покупал. Мы решили поменяться ролями: Карен оставалась дома и заботилась о детях, а я стал лепить из глины формы для своих скульптур прямо в галерее, на глазах у посетителей. Теперь дела пошли куда лучше!Люди стали расспрашивать меня о моих бронзовых скульптурах. Я рассказывал им, над чем работаю и какие памятники старины беру за основу. Опираясь на те обширные познания, которые я почерпнул из книг, я знакомил людей с историей Дикого Запада, рассказывая им, с кем, где и когда произошли те или иные события. Люди искренне интересовались формами, которые я изготавливал. Некоторые, видя, как я работаю над формой для той или иной скульптуры, изъявляли желание внести задаток, с тем чтобы потом, когда я отолью ее из бронзы, доплатить оставшуюся сумму. Благодаря этому дела наши сразу пошли в гору. Наш бизнес процветал, и теперь у нас было уже три галереи и большой литейный цех, где работало 32 человека. Но это отнимало у меня столько сил! Мы с Карен крутились как белка в колесе. Не видя выхода, мы молились об этом Иегове. Я был тогда старейшиной собрания и понимал, что мог бы делать для Иеговы больше.Снова служу одному господинуВ 1996 году брат, занимающийся разъездной работой, посетил наше собрание и предложил нам пообедать вместе с ним. До того как приступить к еде, он привел нас в замешательство неожиданным вопросом: не хотим ли мы переехать в резервацию индейцев навахо, чтобы помочь организовать собрание в Чинли. Предложение интересное. В данной резервации мы бывали несколько раз и помогали проповедовать в этой отдаленной территории. Теперь у нас появилась новая цель. Это дало нам шанс избавиться от поглощенности заботой о материальной стороне жизни и в первую очередь думать об Иегове и о его народе. Так мы снова начали служить одному господину.Другому старейшине, по фамилии Карусетта, и его семье предложили отправиться вместе с нами к месту нового назначения. Это были наши близкие друзья. И мы, и они продали уютные дома и приобрели жилые автоприцепы, в которых можно было поселиться в резервации. Я продал также галереи, а затем и литейный цех. Упростив свою жизнь, мы получили возможность расширить христианское служение.В октябре 1996 года состоялась первая встреча собрания в Чинли. Распространение благой вести среди индейцев навахо шло успешно, и в нашем собрании появились ревностные христиане, которые проповедовали на языке навахо. Мы стали постепенно осваивать этот трудный язык, чтобы расположить к себе местных жителей. С разрешения индейских властей мы купили участок земли и построили в Чинли Зал Царства, посвящение которого состоялось в июне этого года.Тяжелое испытаниеВ декабре 1996 года Карен вместе с детьми отправилась ненадолго в Руидосо (штат Нью-Мексико). Я остался в Чинли. Представьте, какое мы испытали потрясение, когда наш 14-летний сын Бен, катаясь на лыжах, врезался в валун и разбился насмерть! Для всех нас это было тяжелым испытанием. Пережить трагедию нам помогла только библейская надежда на воскресение. Огромную поддержку нам также оказали наши соверующие. Во время похорон, которые проходили в Седоне, где мы прожили несколько лет, на речь в Зал Царства собралось столько индейцев навахо, сколько местным жителям никогда не доводилось видеть. Чтобы поддержать нас в трудную минуту, наши соверующие из резервации проделали путь более чем в 300 километров.Мы несказанно рады тому, что младший брат Бена, Филлип, духовно растет и ставит перед собой прекрасные цели. Он проводит изучения Библии с несколькими людьми, среди которых есть один учитель. Мы все с нетерпением ожидаем обещанного Иеговой нового мира, чтобы снова увидеть нашего Бена (Иов 14:14, 5; Иоанна 5:28, 29; Откровение 21:1—4).У нас замечательная семья, все мы любим и поддерживаем друг друга. Мой приемный сын Джонатан со своей женой Кенной, а также мой младший сын от первого брака, Крис, с женой Лори верно служат Иегове. Наши внуки Вудроу и Джона выступают на Школе теократического служения с учебными речами. Мой отец умер в 1987 году, а мама, которой сейчас уже 84, и мой брат Джон с женой Черри продолжают ревностно служить Иегове.Я на личном опыте убедился в том, насколько верны слова Иисуса Христа: «Никто не может быть рабом двух господ... Не можете быть рабами Бога и Богатства». Даже сейчас служение искусству может требовать слишком много времени и сил. Поэтому я хорошо понимаю: чтобы страсть к творчеству не завладела мной снова, мне нужны благоразумие и осторожность. Лучше всего следовать совету апостола Павла: «Братья мои возлюбленные, будьте непоколебимы, тверды, всегда много трудитесь в деле Господа, зная, что труд ваш не напрасен перед Господом» (1 Коринфянам 15:58).
8.Терпеливое проповедование в стране льдов и огня.
ИСЛАНДИЯ расположена в северной части Атлантического океана между Северной Америкой и Европой. Хотя она находится как раз у Северного полярного круга, климат ее мягче, чем можно ожидать, благодаря теплому влиянию Гольфстрима. Исландию назвали страной льдов и огня, потому что она имеет самый большой в Европе ледник и является также одним из самых активных вулканических районов мира. Хорошо известны ее горячие источники и сольфатары, вулканические районы, выделяющие горячие пары и сернистые газы.Двести шестьдесят тысяч жителей этого второго по величине острова Европы – потомки викингов, поселившихся здесь более 1 100 лет назад. Исландский язык очень похож на древнескандинавский – язык эпохи викингов. Он почти не изменился, потому что исландцы очень любили читать свои старые саги, написанные преимущественно в XIII веке.К XVI веку на исландский язык начали переводить Библию. В 1540 году появился «Новый завет» и полная Библия – к 1584 году. Около 90 процентов людей принадлежит к евангелическо-лютеранской церкви, лютеранская религия является официальной государственной религией. Хотя Библию можно найти почти в каждом доме, лишь некоторые верят, что она – Слово Бога. У большинства исландцев либеральные взгляды о религии и в основном они свободомыслящие люди.Благая весть достигает ИсландиюПервыми исландцами, услышавшими благую весть о Царстве, были проживавшие в Канаде. Одним из них был Георг Фьольнир Линдал. Его родители были из Исландии, и он говорил по-исландски. Вскоре после посвящения своей жизни Иегове Богу, он стал полновременным проповедником благой вести. В 1929 году, когда ему было 40 лет, он принес благую весть жителям страны льдов и огня.Какая огромная задача для одного человека! Исландия простирается около 320 километров с севера на юг и примерно 500 километров с востока на запад. Береговая линия, с фьордами и узкими заливами, имеет длину около 6 400 километров. В то время не было настоящих дорог и практически не было автомобилей или каких-либо других современных средств передвижения. Однако за десять лет брат Линдал обошел весь остров и распространил тысячи книг. Вдоль берега он плыл на лодках, а когда посещал расположенные в глубине острова фермы, у него было две лошади, одна – чтобы везти его, другая – чтобы везти литературу и вещи.Почти 18 лет брат Линдал был единственным Свидетелем Иеговы в Исландии. Несмотря на свой тяжелый труд, он не видел, чтобы кто-то в то время встал на сторону Царства. Его долгое одинокое пребывание там закончилось 25 марта 1947 года с прибытием первых выпускников Библейской школы Сторожевой башни Галаад. Можете себе представить его радость, когда Иегова ответил на его молитвы, чтобы было больше делателей на жатву (Матфея 9:37, 38). Брат Линдал продолжал свое служение в Исландии до 1953 года, а затем вернулся в Канаду.Больше делателей на жатвуПриехавшими в 1947 году миссионерами были два датских брата. Два года спустя приехали другие миссионеры. Они продолжали проповедническую работу вместе с несколькими друзьями, переехавшими в Исландию, и распространили тысячи публикаций. Большинство исландцев – страстные читатели, но на благую весть откликнулись немногие. Спустя 27 лет насаждения и поливания терпеливые братья начали видеть плоды своего труда. В 1956 году еще семь человек встали на сторону Царства и посвятили свою жизнь Иегове.За последние десять лет число возвещателей Царства выросло больше чем вдвое. Теперь здесь семь собраний и еще одна группа – всего 280 возвещателей благой вести. Давайте совершим путешествие по острову и посетим находящиеся на нем собрания.По столицеПроявлявшие все эти годы терпение братья и сестры были обильно благословлены. В столице, городе Рейкьявике, сейчас два процветающих собрания. Они встречаются в прекрасном Зале Царства, расположенном в том же самом здании, где находится и открывшийся в 1975 году филиал.Фридрик и Эда были среди тех семи крестившихся в 1956 году. «Я помню, как наши встречи проводились на чердаке, где жили миссионеры,– говорит Фридрик.– В комнате было 12 стульев, но иногда, когда приходило больше народу, чем обычно, мы открывали дверь в следующую маленькую комнату. Насколько же это отличается от того, что мы имеем сегодня,– два собрания заполняют Зал Царства!»Фридрик был ответственным за работу отдела по обслуживанию пищей во время прохождения конгрессов. «Бо́льшую часть работы я делал сам, и в то же самое время для меня не было чем-то непривычным каждый день по три или четыре раза участвовать в программе. Работая на кухне, я был в переднике. Когда наступало время выступать с речью, я одевал пиджак и спешил в зал. Несколько раз братьям нужно было мне напоминать, чтобы я снял передник. Теперь у нас на конгрессах присутствует от 400 до 500 человек, включая прекрасных старейшин, принимающих участие в программе. Также много желающих помогать Отделу по обслуживанию пищей.Ближайшим к Рейкьявику собранием является собрание в городе Кеблавик, расположенное около 50 километров зап